zagranitsa.com
Назад

Железная леди Парижа: 7 интересных фактов про Эйфелеву башню

0 15966
Фото: Shutterstock

Сегодня это символ города, а поначалу башня воспринималась парижанами как нелепая шутка инженера. Ее не понимали, осмеивали, и только спустя многие годы оценили, начав ею восхищаться. Мы решили выяснить, в чем секрет творения Эйфеля и какие испытания выпали на долю башни. Ловите нашу подборку из семи интересных фактов!

Гюстав Эйфель был удивительно везучим человеком. Поспорив, что успеет закончить работу над ажурной металлической башней к началу Всемирной выставки 1889 года, он поставил на кон всё свое состояние. Более того, лично профинансировал работы. И не прогадал! Расходы месье Эйфеля отбились за год, а его проект до сих пор, уже больше сотни лет, один из самых узнаваемых памятников мира.

Мы решили поделиться с вами, какие необычные истории и курьезы связаны с творением французского инженера.

1

Гвоздь программы

Привычное нам выражение «гвоздь программы», оказывается, пришло в русский язык калькой с французского. Посетители парижской Всемирной выставки иронично и метко сравнили сооружение Эйфеля с гвоздем (le clou). Сочетание "le clou de l'exposition" («гвоздь выставки») так пришлось по вкусу гостям, что мгновенно стало афоризмом и вскоре распространилось по другим языкам.

Фото: pixabay.com

Из статьи критика Владимира Стасова «Выставки» (1898)

Когда на всемирной парижской выставке 1889 года выстроена была Эйфелева башня, эта уродливая, противная затея из железа тотчас же прославилась на весь мир. Тысячи, десятки тысяч людей уже из глубокой дали своих стран восхищались ею, а приехав в Париж, первым делом спешили полюбоваться на безобразное чудище и вскарабкаться на его террасы. Но всё, что было художественного в Париже и Европе, с ненавистью и отвращением смотрело на башню, и Мопассан уехал из Франции вон, чтобы только от нее избавиться и долее не терпеть ее презренного кошмара. И однако ж, всё это зло было не так велико, как то зло, что для перезванивания о новой художественной гадости, всем столько драгоценной, было тогда же выдумано в Париже и пущено на весь свет новое слово. Это слово было: "le clou de l'exposition" («гвоздь выставки»). Это нелепое слово было еще нелепее самой Эйфелевой башни, но оно оказалось аппетитным и любезным для большинства, и с тех пор нет от него отбоя. Обрадовалась толпа, и твердит его вот уже целых десять лет. Десять лет! Мало это?

2

Клуб ненавистников окрасы Парижской

Не секрет, что далеко не все жители Парижа были в восторге от подарка Эйфеля городу. В их числе были и те, чье мнение сложно списать на невежество или черствость. Башню люто ненавидели великие деятели искусства. 300 представителей творческой элиты подписали знаменитую петицию муниципалитету Парижа с требованием не уродовать город.

Фото: Shutterstock

Особенно рьяно боролись за снос башни писатели и поэты Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Поль Верлен и даже представитель нашего Серебряного века Максимилиан Волошин.

Знаменитая городская байка рассказывает о привычке Мопассана обедать исключительно в ресторане «Жюль Верн», расположенном прямо на башне — лишь так автор мог ее не видеть.

Из произведения Ги де Мопассана «Бродячая жизнь»:

Я покинул Париж и даже Францию, потому что Эйфелева башня чересчур мне надоела. Она не только видна отовсюду, но вообще попадается вам на каждом шагу: она сделана из всех возможных материалов и преследует вас из всех витрин, как неотвязный, мучительный кошмар

Фото: Shutterstock

Виктор Гюго сравнивал Эйфелеву башню с «чернильной кляксой над городом», Дюма-сын — с фабричной трубой, а Поль Верлен считал, что сохранив строение, Париж «подчинит себя выдумке конструктора машин и тем самым обречет себя на бесчестие».

3

Продам за дорого

Эйфелева башня сыграла важную роль в судьбе одного из легендарных аферистов ХХ века.

Виктор Ластиг по кличке Граф сумел дважды продать достопримечательность! Казалось бы, такое немыслимо, однако Ластиг был человеком с неординарным складом ума. Вдохновила афериста заметка в газете, что содержание башни обходится городу очень дорого и, возможно, ее придется снести.

Ластиг провел закрытый и, конечно же, тайный тендер среди самых влиятельных бизнесменов из металлургической отрасли за право разобрать и переплавить Эйфелеву башню. Победитель аукциона передал Ластигу чек на $50 000, а взамен получил солидно выглядящую лицензию на снос. Когда правда всплыла, мошенник уже давно был в Вене, а обманутые дельцы, чтобы не портить свою репутацию, предпочли забыть о произошедшем.

Осмелев от безнаказанности, спустя некоторое время Граф повторил комбинацию и нашел покупателя уже за $75 000. Но в этот раз Ластига уличили в обмане и он еле успел сбежать в Штаты.

Фото: foto.ua
Фото: foto.ua
Фото: foto.ua
4

Башня-шпион

Во время Первой мировой войны башне была отведена важная роль. Французская разведка использовала ее возможности как радиоперехватчика. Именно с помощью конструкции Эйфеля криптографам удалось перехватить и расшифровать сообщения немецких командующих. Существует легенда, что одно из таких расшифрованных посланий позволило разоблачить Мату Хари.

Томас Эдисон, увидев, что создал его друг Эйфель, был поражен. Он даже решил оставить памятную надпись в гостевой книге: «Господину Эйфелю, инженеру, отважному строителю огромного и необыкновенного творения современного инженерного искусства от того, кто очень уважает и восхищается всеми инженерами, включая Великого Инженера Господа Бога. Томас Эдисон»

5

Каждые семь лет Железной Леди (как сами парижане ласково называют башню) «наводят красоту». 25 маляров вручную, кисточками, красят ее практически в технике омбре: нижние уровни более темной краской, а верхние — светлой. Используются три оттенка серо-коричневой краски запатентованного «эйфелевого» цвета. Однако пришли к такой гамме не сразу.

Фото: foto.ua
Фото: foto.ua
Фото: foto.ua

В 1889-м башня дебютировала в коричнево-красных тонах. Через десять лет она сменила окрас на желтый. Затем башню оформляли «под бронзу», пока, наконец, не остановились на современном варианте.

Каждая мини-реставрация стоит около 4 млн евро. Официальным поставщиком необходимых 60 тонн краски выбрана не французская, а немецкая фирма — Lanxess.

Фото: Shutterstock
6

Лучший фон для селфи

В начале 2015 года башня Эйфеля возглавила рейтинг самых популярных фонов для селфи. Британский портал для туристов AttractionTix изучил фотографии, которые выкладывают пользователи социальных сетей. Оказалось, что в 2014 году именно символ Парижа чаще всего виднелся на заднем плане популярных селфи-снимков.

Фото: Shutterstock
7

Свет мой, башня

Париж называют «Городом огней» во многом благодаря красивой подсветке Эйфелевой башни. Появление нового вида городского освещения и ажурный силуэт башни на фоне ночного неба сразу вызвали фурор. Успех парижских новаторов запустил тренд, и ночной подсветкой стали «оживлять» памятники архитектуры по всему миру.

Башня начинает светиться каждый вечер благодаря специальным датчикам освещенности. А в новогоднюю ночь 2000-го ее иллюминация вышла на новый уровень.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Привычная подсветка в честь Миллениума была дополнена переливающимися гирляндами — шоу было впечатляющее! Идея настолько всем понравилась, что через три года такое оформление стало постоянным. Теперь с наступлением сумерек 20 тысяч лампочек каждый час переливаются и искрятся в течение пяти минут.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии

c
Гость
Еще 0 ответов комментарии